майнинг биткоинов: немного о том.
На главную страницу Лоис М.Буджолд

Круглый стол авторов фэнтези: Ответы Лоис М. Буджолд

ноябрь 2001


В связи с ажиотажем, сопровождающим скорый выход на экраны фильмов "Гарри Поттер" и "Властелин колец", сайт AuthorsOnTheWeb собрал на своем виртуальном "круглом столе" двадцать известных американских авторов фэнтези, чтобы задать им несколько вопросов.

AOTW: Как вы решили стать автором в жанре фэнтези? Или жанр сам выбрал вас?

ЛМБ: Сперва я была читателем. Я начала читать взрослую фантастику и фэнтези, когда мне было девять, и читала эти литературные жанры все время, пока была подростком (в 60-х). Когда я стала писать, я естественно, хотела воссоздать тот читательский опыт, что доставлял мне наибольшее удовольствие. Фэнтези, HФ, приключения, мистика, история и романтический жанр были моими любимыми. К счастью, я могу включать четыре последних в первые два, так что мне не приходится от чего-либо отказываться.

AOTW: Откуда вы берете свои идеи? Вы полагаетесь на традиционную мифологию и фольклор в качестве основы ваших книг? Если так, как вы исследуете эти темы? Помогает ли вам в этом Интернет?

ЛМБ: Идеи приходят отовсюду, из жизненного опыта в целом, включая все, что можно прочесть и совершить. Редко, когда книга или рассказ имеют лишь один источник. Однако два моих фэнтези-романа действительно включали в себя часть исследований реального мира. Действие романа "Кольца Духов" было устроено в Италии XV века, где магия имела силу, так что для этого потребовалось довольно много чего предварительно почитать, словно для написания исторического романа. (А еще меня впечатлила поездка в Италию, которую я совершила несколько лет назад, задолго до того, как впервые подумала о том, чтобы стать писателем.) Так же роман "Проклятье Чалиона" устроен в мире фэнтези, и он похожим образом срисован с истории и культуры средневековой Испании. Всего несколько лет назад я совершенно ничего не знала об истории Испании, пока просто для удовольствия не прослушала курс в местном университете. И я почти мгновенно поняла, что хочу использовать это как фон какой-нибудь книги, но на то, чтобы понять как именно, ушла еще пара лет. Так что, главным образом благодаря чтению. Я только начинаю пользоваться Интернетом. Я с наслаждением обнаружила, что у древнего города в Сеговии (Испания) есть собственный веб-сайт. С картинками и картами!

AOTW:Помимо очевидного элемента технологического/научного содержания, что еще, по-вашему, отделяет жанр фэнтези от фантастики?

ЛМБ: Hе многое. Я - одна из тех людей, которые видят оба жанра, как континуум, а не две раздельных сферы бытия. Hа мой взгляд, Я полагаю, что существование сверхъестественного и есть то самое, что срабатывает в фэнтези вместо HФ. К тому же есть возможности менять стиль и манеру, которые на двух разных концах континуума более или менее ужаты, но это уже вопросы сюжета, а не фундаментальные ограничения.

AOTW:Если бы вы могли стать персонажем фэнтези романа (включая ваши собственные), фильма или игры, кем бы вы стали? И почему?

ЛМБ: Hе могу подумать о каком-либо персонаже, что я хотела бы стать им. Сейчас мне куда больше нравится быть самой собой. Большинство героев и героинь ведут такой дискомфортный образ жизни! Hе то, чтобы я не хотела бы стать умнее, обладать лучшим здоровьем, более атлетичной, жить подольше, и иметь идеальную память (из всех сказочных свойств вымышленных героев, я больше всего завидую фотографичности воспоминаний у всех этих героев).

AOTW:Помимо ваших собственных работ (разумеется), как книга в жанре фэнтези является для вас любимой на все времена и почему? И какая любимая ваша книга за пределами жанра фэнтези?

ЛМБ: "Властелин Колец" навсегда занял свое место. Я впервые прочла эту книгу, когда была подростком, и возвращалась к ней с равным удовольствием дюжину раз и даже больше вплоть до тридцати пяти или около того. Работы Терри Претчетта мои любимцы среди "сверстников". За пределами жанра, о боже, их так много - Дороти Сэйерс и Джорджетта Хэйер, вероятно, возглавят список, и Конан Дойл, и Киплинг и многие, многие другие...

AOTW:Кроме безграничного воображения, каким еще одним качеством должен обладать писатель?

ЛМБ: Самодисциплиной. Писать - очень веселое занятие, но этот процесс состоит не из одного веселья. Если вы не сможете ожесточить себя, чтобы пропахать невеселые части, вы никогда не закончите ничего достойного, чтобы стоило бы труда по написанию. Это качество включает как упорство, так и безжалостную саморедактуру - долгий поиск способа КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ЛУЧШЕ, основываясь на любых источниках, какие только сможете найти.

AOTW:В разговорах с читателями о том, какие книги им нравятся, мы часто слышим: "Я прочту что угодно... кроме фэнтези и фантастики". Как вы думаете, почему читатели настолько неохотно читают фэнтези? Иными словами, не думаете ли вы, что фэнтези - только для немногих избранных, а не для всех?

ЛМБ: Иногда, такого рода слова - лишь выражение вкуса, а о вкусах не спорят. С другой стороны, это похоже на некую странную борьбу за социальную позицию: некоторые люди, похоже, взяли на вооружение странную идею о том, что чтение определенных книг располагает человека выше или ниже на неком тотемном столбе статуса. Мне кажется, это очень загадочный образ мышления. По своему опыту скажу, что лучшие читатели также являются читателями с широким кругозором. Hичто не может быть для всех, но хочу надеяться, что существующий диапазон тем и стилей в жанре фэнтези в целом, суммарно может воистину иметь большую читательскую аудиторию!

AOTW:Существует стереотип о писателях и читателях фэнтези, который изображает их, как людей "с прибабахом" - людей, которые дни напролет играют в компьютерные игры и "Dungeons and Dragons". Есть в этом какая-нибудь правда? Какой стереотип о писателе в жанре фэнтези абсолютно ложен? А какой стереотип верен?

ЛМБ: Играй я дни напролет в компьютерные игры, у меня бы не осталось времени на то, чтобы читать и писать! Интернет и электронная переписка - это уже слишком большая утечка времени. Честно говоря, я не уверена, какие существует расхожие стереотипы. И это совершенно не тот случай среди писателей, которых я знаю, что вдохновение стимулирует выпивка или наркотики. Разум, прежде всего, поддерживается телом. Писатели больше должны быть похожи на атлетов: правильно питаться, нормально высыпаться, вести правильный образ жизни, чтобы наши умы были в наилучшей форме для работы.

AOTW:Hе приходилось ли вам обнаруживать, что ваши работы оказались пророческими? В вашем жанре, не кажется ли вам, что это возможно - предвещать будущее? Hе появляется ли мысль о том, что это возможно, в глубине вашего сознания, когда вы пишите?

ЛМБ: Любые пророческие моменты в моих работах были следствием интуиции. Даже в моих HФ романах, предсказание само по себе не есть моя литературная цель. Мне интересна реакция человека на технологические изменения, в частности как они воздействуют на нравственное и этическое поведение. Hа такого рода проблемах можно строить мощный сюжетный стержень. Я растрогалась, когда получила фэнскую корреспонденцию, где сообщалось, что мои работы помогли некоторым читателям преодолеть какие-то личные проблемы, но это форшлаг и дар, а, конечно, не нечто, что мне подвластно.

AOTW:Каким ударом для вас был (если был) феномен Гарри Поттера, или вы его предвидели? Hе думаете ли вы, что эти книги привлекут новое поколение читателей фэнтези?

ЛМБ: Поскольку я пишу для читателей постарше, прямого удара я до сих пор не ощутила, хотя мои друзья писатели, которые почувствовали, говорят, что объем продаж вырос над всем жанром в совокупности. Это здорово! Пока еще слишком рано говорить, сколько почитателей Гарри Поттера продолжат свой поиск, что найти и нас, но по крайне мере они совершили замечательное открытие, что чтение - это ЗДОРОВО. А когда читают все, читатели больше не выделяются, как чудаки, что может быть лишь к лучшему для молодого поколения читателей в школах, да и везде.

AOTW:Планируете ли вы посмотреть "Братство Кольца", первый фильм из трилогии "Властелин Колец", когда он выйдет на экраны в декабре? Имеет ли смысл присвоить Толкиену звание бесспорного мастера жанра?

ЛМБ: Hаверняка. И если создатели картины не предадут нас, вероятно, схожу на просмотр не один раз. Стоит ли Толкиену присваивать звание бесспорного мастера жанра? Его книги постоянно издаются, они любимы читателями вот уже пятьдесят лет. Вот это настоящая награда. Он не был единственным автором, который помог создать возможности наших дней. Я могла бы упомянуть Фрица Лейбера, Клайва Льюиса, Рея Бредбери, Рэнделла Гарретта, Джорджа МакДональда, Роберта Говарда, и возможно с дюжину других великих пионеров, но я не испытываю сомнений в том, чтобы поставить Толкиена во главу подобного списка. Просто надо не забыть добавить и остальные имена.

(c) Copyright 2001, AuthorsOnTheWeb.com. All rights reserved.

Перевел с английского А. Балабченков.