Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Перевод продолжается! Нэнси Коллинз "Самое черное сердце" (5 книга о Соне Блу). Читайте, ура!
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Страниц: 1 2 
Вампирская правда (статья) (Прочитано 11078 раз)
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Вампирская правда (статья)
Апрель 24, 2008 :: 3:41am
 
Подумала и решила выложить здесь первую часть статьи, на "обкатку"
так сказать.
Что скажите, дорогие форумчане?

Вторая часть будет посвящена вампирам в социуме (ну, не знаю, как это сказать), поэтому для нее нужны ваши этветы на вопросы вот здесь
http://www.lavkamirov.com/cgi-bin/forums/lavka/YaBB.pl?num=1208993696

Заранее благодарю.


Вампирская правда
Часть 1

Вампиры разные нужны. Кому-то по душе подгнившие, с мертвечинкой, – этакие носферату, другим – белокурые бестии a la  месье Лестат де Лионкур (в исполнении Тома Круза), третьим нравится кошачья ухмылка Белы Лугоши в роли Дракулы, четвертые предпочитают анимешный оскал древнего, как мир, Алукарда.
Вампиры разные важны. Одни из главных персонажей городской мистики,  неизменные герои компьютерных игр, игровых модулей, фильмов, сериалов, триллеров, фентези и любовных романов, ночные жители всех мегаполисов от Токио до Сент-Луиса, коллекторов начальники и склепов командиры.
Давайте разберемся, каким образом этим милым монстрам удалось так прочно войти в нашу жизнь, запустить в нее когтистые надушенные лапки и вгрызться зубами во все самое интересное?
Они бы нам ответили, что они вовсе не монстры. Чудовища – это всякие упыри и вурдалаки, которые вставали из своих могил на деревенских кладбищах и с раскрасневшимися от свежевыхлебанной крови рожами бродили, неупокоенные, и пугали односельчан. Или, на худой конец, всякие крово- и душесосущие демоны, в виде летучих мышей (а то и чего похуже) истреблявшие туземцев этнографической современности.
Но к нынешним вампирам, бледненьким, в кружевах и иерархических отношениях, все эти товарищи имеют не большее, чем рамапитек – к человеку.
То есть никакого, вполне возможно.       

Первое появление вампиров в романтической литературе связано с лордом Байроном, но не столько с его поэмой «Гяур» (где, конечно, тоже присутствуют мертвецы), сколько с ним самим. Поэт послужил прототипом для повести «Вампир», написанной Дж. Полидори, его личным доктором. Заметим, что И. В. Гете, по ошибке, считал именно эту повесть лучшим произведением великого англичанина.
Во второй половине XIX века появились «Вампир Уорни, или Кровавый пир» Т. П. Преста и многие другие тексты о кровососах, ныне неизвестные даже фанатам. Но наиболее значимыми стали два произведения: «Кармилла, Кровавая Графиня» ирландца Дж. Шеридана Ле Фаню и, конечно, «Дракула» ирландца же Брема Стокера. Не будем останавливаться на исторических прототипах – Владе Цепеше и Преджбете Батори – отметим лишь, что и первый, и вторая были, конечно, очень милыми личностями и возможность пролить кровь врагов или вассалов никогда не упускали – но народная молва скорее приписывала им ликантропию, чем вампиризм. Фольклорных свидетельств о посмертной деятельности Дракулы пока не найдено, зато известно, что Стокер, придумавший уже историю о Графе (безыменном, с большой буквы), храбрых молодых люде Артуре и Мине и всезнающем профессоре Ван Хеллсинге, будучи в отпуске в городке Уайтби на море, читал в библиотеке книги о Владе Цепеше.
А читал бы о ком-нибудь другом, никто бы, кроме узких специалистов, и не догадывался сейчас о существовании средневекового трансильванского воеводы. Но отразилось бы это на художественном образе вампира? Вряд ли.

Привычный нам вампир обладает важнейшим качеством, отличающим его от людей – вечной молодостью (но не бессмертием). Следом за отсутствием старения и болезней идут такие неотъемлемые черты, как прекрасный облик, физическая сила, выносливость, магические умения. Среди последних прежде всего следует назвать способность управлять чужим сознанием (гипноз, стирание памяти и т.д.), умение менять облик и ограниченную власть над погодой.
Между тем, вампиры уязвимы, сверхчеловеческую силу и скорость реакции они оплачивают полной беззащитностью в дневное время суток, а также разными в разных канонах фобиями и аллергиями: на чеснок, проточную воду, религиозные символы, серебро, осину, зеркала и т. д. Кое-какие из подобных представлений берут свое начало из славянского фольклора (патологическая любовь упырей все считать, например), другие правила игры для вампиров появились не так давно. Например, испепеляющее действие дневного света впервые фиксируется в фильме «Носферату» Ф. Мурнау.
В общем и целом вампиры не стремятся поддерживать связи с людьми – если, конечно, не считать охоту в ночных переулках родом коммуникации. Вампы предпочитают жить замкнутой общиной, и, собственно, именно исключения из этого правила – вступление отдельных вампиров в контакт с людьми вне рамок бинарной оппозиции «хищник-жертва» – и составляют львиную долю сюжетов вампирских романов. В отдельных случаях вампиры выбирают судьбу одиночек, не нуждаясь вообще ни в чьем обществе (и это тоже зачастую имеет драматические последствия).
Соответственно, о большей части вампирского сообщества, мы, люди, ничего не знаем. А известное нам меньшинство достаточно однотипно. Среднестатистический вампир, решившийся на контакт с людьми, одинок, несчастен, холоден, эгоистичен, в подавляющем большинстве случаев – богат. Вампиры ведут паразитический образ жизни, эксплуатируют всех, до кого можно дотянуться (начиная со скорбного духом Ренфелда и заканчивая федеральным маршалом Анитой Блейк, организацией Таламаска или ведьмой В. Редной) и в жизни ничего не слышали о демократии. Иными словами, они – аристократы.
«На одном из последних семинаров Стругацкого была интересная дискуссия о вампирах. Пришли к выводу, что главная их привлекательная черта – истинный аристократизм, носителями которого они стали теперь, когда в жизни аристократов не осталось. Существо, которое является эстетическим эталоном, вызывает влечение и страх, которому хочется подчиняться», – рассказывает писательница Анна Гурова.

Какие известные в мифологии существа обладали всеми перечисленными здесь признаками? Первыми на ум приходят ирландские сиды (ши). Ведь они всегда молоды (но смертны, если их специально убивать), обладают магической силой, в основном – природной (они повелевают дождем и ветром, а также людской похотью), живут в полых холмах.
В вампирских историях много кельтского фольклора (частично благодаря Брему Стокеру – Луи в «Интервью с вампиром» так и называл его «сумасшедшим ирландцем»). Волки и летучие мыши, подчиняющиеся вампирам, превращение самих кровососов в гигантских демонических псов (именно в таком виде Дракула Стокера ступает на английскую землю – в том самом городке Уайтби), явление вампиров через туман, негигиеничная привычка рассыпаться сразу в прах или публично разлагаться, если уж наступает истинная смерть (ср. с «Плаванием Брана»). Кроме того, «эльфам, в общем-то, нет дела до людей, а людям – до эльфов. У нас с ними разные судьбы, и наши пути редко пересекаются», как писал Дж. Р. Р. Толкин в своем эссе «О волшебных историях». Однако иногда сидам становится толи грустно, толи скучно – и о том, что бывает дальше, сложены сотни скел и баллад.
Но в таком случае получается, что двоюродными братьями современных вампиров как мистических персонажей являются современные эльфы – как герои фентези.
«А окна там – из глаз зверей, /А свод из крыл нетопырей», – вот описание дворца Оберона из «Нимфидии» Дрейтона (1627) – одного из классических произведений на эльфийскую тему. На самом деле у эльфов (даже у тех, которые действуют в «Сильмариллионе» и «Властелине колец» Дж. Р.Р. Толкина, не говоря уже о нелюдях-скоя’таэлях А. Сапковского или жестоких дроу, ведущих подземный образ жизни – героев многих игровых модулей, игр, книг и фильмов) не так уж мало темных, «вампирских» черт, вызывающих у людей вполне обоснованный страх. Да и кланы эльфов-убийц давно уже стали фентезийным штампом.
Напротив, вампиров порой выводят белопушистыми до крайности. Например, вампиры О. Громыко – да это ж просто настоящие эльфы, у них даже крылышки есть! Правда, они умеют превращаться в волков (а то и в горгулий), у них хищные кони и страшные гворды вместо мечей, но клыки кажутся декоративными. А уж вампирские долины – прямой аналог Лориена и Гондолина (а никак не Мензоберранзана, города дроу).
Именно от эльфов вампирам перешла сексуальность, начисто отсутствующая у их славянских предков. Связь этих персонажей со смертью (и, соответственно, танатофилией) достаточна слаба и факультативна.
Так чем же отличается эльф от вампира? Пиаром…
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
JulianaC
Дитя Тысячелетий
*****
Вне Форума


I Love YaBB 2!

Сообщений: 1374
Москва
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #1 - Апрель 25, 2008 :: 8:13pm
 
Asgerd, статья просто супер!!!! С удовольствием прочитаю продолжение.
Наверх
 
124487910  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #2 - Апрель 25, 2008 :: 10:08pm
 
JulianaC, спасибо.
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #3 - Апрель 30, 2008 :: 2:56am
 
Статья лежит здесь -
http://novchronic.ru/1277.htm
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
tata128
Аниматор
***
Вне Форума


Don't kiss the vampire

Сообщений: 435
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #4 - Апрель 30, 2008 :: 9:39am
 
Asgerd, интересная статья. Грамотно, аргументированно написана. Спасибо Улыбка

Наверх
 
329497908  
IP записан
 
LizardQueen
Литературовед
*
Вне Форума


I can do anything!

Сообщений: 2763
Набережные Челны
Пол: female

Нечестивица

Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #5 - Май 1, 2008 :: 5:22am
 
Иронично получилось - ничего не скажешь...
Хм, пара ньюансов.


Цитата:
Вообще, далеко не все готы любят вампиров – только vampire-romantic goth. И далеко не все люди, увлеченные вампирами, слушают Лакримозу и носят рваные колготки на руках.


Не только vampire-romantic goths любят вампиров - это раз. Поклонники Лакримозы зачастую предпочитают кружева рваным колготкам на руках, поскольку стиль у Lacrimosa романтический - это два. И люди, слушающие Лакримозу и носящие колготки на руках предпочитают называть себя готами, хе-хе - это три...
Класс

Цитата:
Вампирам чужда меланхолия. Жизненная энергия немертвых постоянно требует действий, самовыражения, поиска.


Ну, не согласна. Вон, у Энн Райс вампиры - сплошь меланхолики (кроме Лестата - у этого всё очень сложно). Круглые глаза

А так, статья ничегошная вышла. Продолжай в том же духе.
Н-да, посмотрела бы я в глаза той готке, которая спит в гробу... дура.
Нерешительный
Наверх
 

...Город образует вокруг нас орбиту - это игра. Это кольцо смерти, в центре которого - секс.
Во всех играх заключена идея смерти...
(c) "Боги" Джим Моррисон
WWW WWW  
IP записан
 
poli987
Обращенный
**
Вне Форума



Сообщений: 96
Саратов
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #6 - Май 1, 2008 :: 1:37pm
 
Asgerd, статья очень интересная и познавательная. Так и хочется спросить: долго готовили её?
И еще вопрос: нет, правда кровь пьют????!!!!! Ужас
А чью кровь то?
Наверх
 

Все глупости начинаются тогда, когда вы начинаете принимать людей всерьёз.&&Жан Жионо.
 
IP записан
 
LizardQueen
Литературовед
*
Вне Форума


I can do anything!

Сообщений: 2763
Набережные Челны
Пол: female

Нечестивица

Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #7 - Май 1, 2008 :: 4:04pm
 
Друг у друга, poli987. Обычно режутся запястья чуть повыше мест, к которым прилегают вены - чтобы не задеть. Это сексуальная игра с оттенком опасности и риска - особенно, если партнёр доверяет тебе шею, а не запястья. После крови вина уже не хочется - голова и так кругом...
Подмигивание
Наверх
 

...Город образует вокруг нас орбиту - это игра. Это кольцо смерти, в центре которого - секс.
Во всех играх заключена идея смерти...
(c) "Боги" Джим Моррисон
WWW WWW  
IP записан
 
JulianaC
Дитя Тысячелетий
*****
Вне Форума


I Love YaBB 2!

Сообщений: 1374
Москва
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #8 - Май 1, 2008 :: 4:29pm
 
У меня по ссылке на статью Касперский словил вирус... Со сжатыми губами
Комп так испугался, что тут же ушел в перезагруз.
Наверх
 
124487910  
IP записан
 
tata128
Аниматор
***
Вне Форума


Don't kiss the vampire

Сообщений: 435
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #9 - Май 3, 2008 :: 4:20pm
 
Да нет, у меня тоже Касперский, нормально открыл, не ругался... Улыбка
Наверх
 
329497908  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #10 - Май 5, 2008 :: 1:46pm
 
Спасибо всем, кто написал отзыв. Для меня это очень важно.

По мнению программиста сайта, втирусов на нем нет. Но еще у одного человека Касперский точно срабатывал.  Нерешительный
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
JackCL
Администратор
*****
Вне Форума


У нас же здесь отель,
а не концлагерь

Сообщений: 2661
Пол: male
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #11 - Май 5, 2008 :: 2:53pm
 
Asgerd писал(а) Май 5, 2008 :: 1:46pm:
Спасибо всем, кто написал отзыв. Для меня это очень важно.

По мнению программиста сайта, втирусов на нем нет. Но еще у одного человека Касперский точно срабатывал.  Нерешительный


"Касперский", как известно, параноидален. Особенно с настройками выставленными на максимальный уровень безопасности. Проверял своим, лицензия, все обновления, говорит, что сайт чистый.
Наверх
 

Я - писатель. Мы в тягостных раздумьях! (С)
WWW WWW 100001025918190 73713659  
IP записан
 
JulianaC
Дитя Тысячелетий
*****
Вне Форума


I Love YaBB 2!

Сообщений: 1374
Москва
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #12 - Май 5, 2008 :: 9:43pm
 
Сунулась еще раз на сайт. Все чисто, касперский как спал, так и спит.
Статья понравилась. Интересно гораздо, чем была статья о готах в комсомолке, которая меня несколько напугала. Неужели такие есть, подумала я. Печаль
А вообще конечно интересно почему вампы так нравятся...Почему это так романтично, хотя вообщем должно быть наоборот.
Даже вампы, неприглядные совсем как у Ненси Коллинз и то имеют какой-то шарм.
Что уж тут говорить о таких обоятельных как Эрик у Шарлин Харрис... Смущённый
Наверх
 
124487910  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #13 - Май 6, 2008 :: 3:22am
 
И еще кусок к той же статье.

Можно попробовать рассмотреть комплекс свойств вампиров с позиций ритуализма - концепции, разработанной Дж. Дж. Фрэзером, А. Ван Геннепом и А. Н. Веселовским. Согласно этой теории, миф является слепком отмирающего ритуала, иными словами - ритуал первичен. Итак, вообразив себя этнографами, мы можем представить себе вампиров как группу лиц, на которых распространяются следующие запреты:

  - Запрет видеть солнечный свет;
  - Запрет на (проточную) воду;
  - Запрет на прикосновения к священным предметам;
  - Запрет питаться обычной пищей (пост).   
Подобный набор запретов, по Фрэзеру, встречается в трех случаях: когда речь идет о человекобогах (японский микадо, жрецы плодородия и т.д.), во время инициации (являющейся условной смертью), или при какой-либо "нечистоте" - например, при менструациях (особенно - при первых менструациях). Иными словами, человек заряжен некой энергией и должен, для безопасности своей и окружающих, не выпускать эту энергию наружу.
  Характерно, что практически все подобные комплексы верований связаны именно с культом плодородия. С ним же связана и сама идея смерти и воскрешения, которая восходит к праздникам годичного цикла.
  Вампир несет в себе черты "солнечного героя", т.е. бога-жертвы, отвечающего за пробуждение земли после зимы, в ночь Бельтайна. А для этого ему необходимо умереть - в ночь Самайна (это достаточно условная бинарная оппозиция; на Майских кострах те же кельты также сжигали персонифицированных духов растительности - т.е. приносили человеческие жертвоприношения). Фрэзер считает, что эта смерть была ради вечной молодости. Сакрализованный вождь - человекобог или жрец плодородия - не мог быть старым: когда он старел, его убивали. Тут легко провести аналогию с обычаем убивать стариков у западных иранцев.
  Ж. Дюмезиль сравнивает скандинавский миф о Бальдре (Младшая Эдда) и осетинский о Сослане/Созырыко (Нартский эпос). Оба этих благодетельных бога были почти неуязвимы и погибли в ходе некой игры. Асы забавлялись тем, что кидали в Бальдра различные предметы, и все они не причиняли сыну Одина никакого вреда - кроме роковой омелы, вложенной в руку слепого Хеда коварным Локи. Сослан умирает тоже несколько нелепо - колесо Балсага (единственное, что может его убить - кстати, солярный символ) убивать его вовсе бы и не стало, если бы его не науськивал аналогичный Локи персонаж - Сырдон. С третьей попытки это колесо все же сумело отрезать Сослану ноги (единственной уязвимой зоной на его теле были колени - ср. Ахиллес). Умер Сослан от потери крови, которая впиталась в землю. "Лежит Сослан на поле Зилахар, истекает кровью, оглядывается кругом: кого бы послать к нартам вестником печали?"
  Достаточно трудно не увидеть в подобной "игре" запись ритуала, связанного с человеческим жертвоприношением. Римские авторы оставили нам описания подобных обрядов у галлов - когда мужчину привязывали к дереву и расстреливали стрелами, чтобы он своей кровью окропил землю, и она стала плодородной. Известны подобные обряды и у других народов. Например, индейцы Центральной Америки во время засухи особым образом приносили жертву богине Тласольтеотль. "Мужчину привязывали к столбу или к дереву и метали дротики - но так, чтобы не убить сразу: кровь должна была стекать каплями или струиться, как дождевая влага" - пишет А. Н. Куликов.
  Как мы помним, Бальдр после Рагнарека должен вернуться в мир. Про Сослана в Нартском эпосе ничего подобного не говорится, зато у соседей осетин, у адыгейцев, например, Сосруко (вариант имени Сослана) закопали в землю живым. "И с той поры каждый год в тот весенний день, когда Сосруко закопали живым в землю, оживают животные, реки освобождаются от ледяных оков, пробуждаются травы, тянутся к свету земли.
  И Сосруко еще не расстался со своей душой, он жив, он тоже тянется к свету земли..."
  Таким образом получается, что с точки зрения ритуализма вампиры связаны с культом плодородия - ведь действия, ими совершаемые, такие как обращение/становление, смерть/воскрешение и питание, восходят к ритуалам, связанным с оплодотворением земли. По Дюмезилю же вампиры являются носителями третьей функции.

Как выглядит все вместе можно посмотреть здесь: http://zhurnal.lib.ru/editors/l/lurxe_e_w/vamp.shtml
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
tata128
Аниматор
***
Вне Форума


Don't kiss the vampire

Сообщений: 435
Пол: female
Re: Вампирская правда (статья)
Ответ #14 - Май 6, 2008 :: 9:03am
 
Цитата:
это колесо все же сумело отрезать Сослану ноги (единственной уязвимой зоной на его теле были колени
- Может, я читала другой вариант этого эпоса, но там уязвимой его зоной были бедра, именно за них кузнец держал клещами булатного Созырыко, закаляя его в воде...
Наверх
 
329497908  
IP записан
 
Страниц: 1 2