Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Перевод продолжается! Нэнси Коллинз "Самое черное сердце" (5 книга о Соне Блу). Читайте, ура!
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Опрос Опрос
Тема Опроса: Образ вампира, символическое содержание

подавленные желания    
  4 (11.8%)
подавленные страхи    
  0 (0.0%)
современное отражение древних мифов    
  6 (17.6%)
одинокое существо,не совместимое с обществом    
  2 (5.9%)
посланник тёмных сил    
  0 (0.0%)
воплощение второго шанса в жизни    
  4 (11.8%)
хищник, естественный враг "венца природы"    
  7 (20.6%)
паразит, естественный враг "венца природы"    
  1 (2.9%)
следующая ступень эволюции    
  4 (11.8%)
"тёмная" сторона человека, античеловек    
  5 (14.7%)
ничего не придумалось    
  1 (2.9%)




Всего голосов: 34
« Создано: Antib : Февраль 11, 2009 :: 9:42pm »

Страниц: 1 2 3 
Образ вампира, символическое содержание (Прочитано 10114 раз)
upssss
Переводчик
*
Вне Форума


Неймется птеродактилю
в душе моей...

Сообщений: 584
Комсомольск-на-Амуре
Пол: female


Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #15 - Апрель 23, 2009 :: 4:35am
 
Asgerd, я бы еще о миссии «сестрицы» задумалась. Она выступает как объединяющее конструктивное женское начало. Она защищаема мужчинами. Она слабее, иначе образ назывался бы не «сестрица», а «матушка». Подмигивание
Анита в этот образ никаким боком не укладывается. ИМХО
Наверх
 

Я ворона сильная, я ворона смелая, но на голову.... (с)
WWW WWW  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #16 - Апрель 23, 2009 :: 5:49am
 
upssss писал(а) Апрель 23, 2009 :: 4:35am:
Asgerd, я бы еще о миссии «сестрицы» задумалась. Она выступает как объединяющее конструктивное женское начало. Она защищаема мужчинами. Она слабее, иначе образ назывался бы не «сестрица», а «матушка». Подмигивание
Анита в этот образ никаким боком не укладывается. ИМХО


Вообще-то, Пропп к этой же мифологеме причисляет всяких атоманш разбойников. Улыбка
Насчет конструктивности / деструктивности Аниты - вопрос особый...

Образ Истребительницы включает в себя еще не сколько мифологем - тут, на мой взгляд, стоит думать в сторону валькирий (хотя это те же "сестрицы", если присмотреться) или ирландской богини Бадб (но тут уже всплывет тема сакрального брака).

Собственно, давайте думать. Улыбка Если это кому-то интересно, конечно...
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Ravaa_Doberman
Дитя Тысячелетий
*****
Вне Форума


Та, что идет по жизни
смеясь... (с)

Сообщений: 2100
Украина, Киев
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #17 - Апрель 23, 2009 :: 10:46am
 
Asgerd, мысль и правда интересна. Надо подумать...
Наверх
 

Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти!
WWW WWW 379132467  
IP записан
 
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #18 - Апрель 23, 2009 :: 10:59am
 
upssss, "сестрица" в мифологеме - не девочка-цветочек.  Недаром она пользуется особым успехом в наше феминистическое время у писателей фентэзи.  
Та же Ренфри-Белоснежка у Сапковского - как раз яркий образ "девушки, которую не надо защищать, и которая свой отряд строит по струнке".  Или Зима Желановна в Семеновской "Валькирии".  Причем там полиандрический мотив тоже прослеживается, хотя и в платоническом варианте - девушку, живущую по тем же законам воинского сообщества, начинают любить, и желать ее братья, причем на очень  особом уровне, когда это именно "сестра по оружию", а не, пардон, "полковая шлюха".  В реальной жизни относительно недавнего прошлого - это как раз девочки-санинструкторы на войне. Сестрички своего отряда, которых "цивильные" женщины считали как раз полиандрическими изгоями, по сравнению с "приличными" на гражданке.

Сестрица - не слабее - ее относительная по сравнению с мужчинами-воинами невеликость личной физической силы, компенсируется другими качествами - ловкостью, умом, "женской логикой" в хорошем смысле слова. Умением структурировать эту "дикую орду" в сообщество, живущее правилами внутренней чести, хотя это не всегда совпадает с правилами за пределами мужского дома. И хотя ее именно оберегают как живой талисман, она не изнеженная и не беспомощная - да и сложно ей оставаться такой в таком окружении.  Она как черная рыбка Инь среди красно-золотых рыбок Ян,  которая доводит структуру сообщества до логической завершенности. И если все ее "братья" уйдут из дома и переженятся, заживут своими домами, то вся система тайного мужского братства прекратит свое существование. Потому что она - как раз и олицетворение для них и сестры, и общей жены, в высоком смысле, не жены-прислужницы, и, в том числе, и матери, в минуты неизбежной мужской слабости. Фактор их выживания.
Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #19 - Апрель 23, 2009 :: 3:03pm
 
Получается, что этот образ характерен вообще для всей фентезийной литературы - от Толкина (Йовин) до *взгляд вполоборота на книжные полки* Макса Фрая (Теххи (100 % попадание) и отчасти Меламори) и Гарри Поттера (Гермиона).

Однако если в фентези он проявляется, в большей степени, в героическом аспекте, то в мистике на первый план выходит связь (и конфликт) нашего и потустороннего мира...
Поэтому в мистической литературе более четко проявляются сакральные черты персонажа.

Как-то так...
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
upssss
Переводчик
*
Вне Форума


Неймется птеродактилю
в душе моей...

Сообщений: 584
Комсомольск-на-Амуре
Пол: female


Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #20 - Апрель 23, 2009 :: 3:25pm
 
Какстрашнажыть!
Я охотно верю про символику и фантастику. Но, блин, это просто звиздец как страшно, когда оказываешься в реальности в положении, близком к оному. И нужна просто нереальная сила воли и гибкость психики, чтобы удержать эту орду в рамках. Я не завидую таким женщинам.  Я, блин, там была.
Наверх
 

Я ворона сильная, я ворона смелая, но на голову.... (с)
WWW WWW  
IP записан
 
Ravaa_Doberman
Дитя Тысячелетий
*****
Вне Форума


Та, что идет по жизни
смеясь... (с)

Сообщений: 2100
Украина, Киев
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #21 - Апрель 24, 2009 :: 1:04pm
 
upssss. и я зачастую тоже там. Мне нравится. Это ж зависит от личности, в первую очередь. Мне не комфортно нахождения большого количества женщин на территории, где я должна что-то делать. А вот мужчины вполне подходят. Я их понимаю...
Наверх
 

Нас невозможно сбить с пути, нам пофигу куда идти!
WWW WWW 379132467  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #22 - Апрель 24, 2009 :: 3:18pm
 
Мда, товарищи, я тоже люблю командовать мужиками на раскопе (я же археолог, у меня даже диплом где-то валяется).
Хотя на работе мне, честно говоря, абсолютно пофиг, где мальчики, а где девочки. Главное, чтоб профессионалы были.

Но это не совсем то, о чем я хотела бы поговорить на этом форуме...
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
LizardQueen
Литературовед
*
Вне Форума


I can do anything!

Сообщений: 2763
Москва
Пол: female

Нечестивица

Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #23 - Апрель 25, 2009 :: 2:22am
 
Интересно, а почему на такой интересный опрос всего 27 голосов? Озадачен Причём, по статистике на первом месте пункт про хищника (естественного врага человека), на втором - отражение древних мифов, а на третьем - тёмная сторона человека.
Кстати, мне очень интересен такой нонсенс. Голоса между первым и вторым пунктом примерно одинаковые (отрыв в один голос). Почему лидирует позиция естественного хищника, нэ? Ведь вампир по-любому не является естественным существом, и как следствие - не может быть естественным хищником, т.е. высшим звеном в пищевой цепи? Конечно, из этого должно следовать, что и следующей стадией эволюции он считаться не может, но... Когда я голосовала, я разрывалась между эволюцией и тёмной стороной, считая, что вампир - это следующая стадия эволюции человека в духовном плане. И врагом я его не считаю: вампир - самое близкое к человеку создание, со схожей физиологией и психикой (ну, если брать в среднем в литературе). Вампир же не дурак - зачем ему уничтожать свою кормушку?
Круглые глаза
Наверх
 

...Город образует вокруг нас орбиту - это игра. Это кольцо смерти, в центре которого - секс.
Во всех играх заключена идея смерти...
(c) "Боги" Джим Моррисон
WWW WWW  
IP записан
 
upssss
Переводчик
*
Вне Форума


Неймется птеродактилю
в душе моей...

Сообщений: 584
Комсомольск-на-Амуре
Пол: female


Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #24 - Апрель 25, 2009 :: 6:00am
 
Возвращаясь к основной теме: в моем представлении вампир - это мечта. О свободе от общественного давления, о власти, о свободе перемещения (полет) и т.д. Мечта о вседозволенности и всесилии. За которые приходится платить как самому вампиру, отказываясь от света и своей смертью, так и его окружению.  Т.е. эта мечта автоматически включает нравственные ограничения, что вседозволенность и всесилие даром не даются.

Возвращаясь к полиандрическому браку и "сестрице". Раз уж мы заговорили про символизм - символом чего является этот образ? Какую и чью (мужскую или женскую) потребность он отражает?
Наверх
 

Я ворона сильная, я ворона смелая, но на голову.... (с)
WWW WWW  
IP записан
 
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #25 - Апрель 25, 2009 :: 6:40am
 
upssss писал(а) Апрель 25, 2009 :: 6:00am:
Возвращаясь к основной теме: в моем представлении вампир - это мечта. О свободе от общественного давления, о власти, о свободе перемещения (полет) и т.д. Мечта о вседозволенности и всесилии. За которые приходится платить как самому вампиру, отказываясь от света и своей смертью, так и его окружению.  Т.е. эта мечта автоматически включает нравственные ограничения, что вседозволенность и всесилие даром не даются.

Возвращаясь к полиандрическому браку и "сестрице". Раз уж мы заговорили про символизм - символом чего является этот образ? Какую и чью (мужскую или женскую) потребность он отражает?


По моему оба вопросы очерчивают один и тот же круг обстоятельств. Вампир не просто свободен и властен. Он свободен проявлять жестко табуированную в человеческом социуме агрессию. Не мотивированную чем-либо кроме "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!".  Это, и вторая сторона запрета на проявление агрессии в социуме приводят к этакому парадоксу в стиле куплетов Арамиса "Но боже мой, как будет трудно призвать к ответу подлеца!". Защищенность человека законами нынешнего социума и установленными социумом табу, делают его в свою очередь беззащитным перед теми. кто это табу игнорирует - например носит оружие и пускает его в ход не задумываясь. Или проявляет агрессию. Возмездие закона - когда еще настигнет преступника. а ущерб им нанесенный уже вот он, есть.  Бессмертно-не-мертвый вампир в такой ситуации одновременно персонифицирует и убийцу и свободного мстителя в одном лице.

"Сестрица" - это такой же архетип нетабуированного поведения. которое все же предписывало социальную сегрегацию полов, и возможность только индивидуального общения 1М+1Ж. К тому же такое, социально одобренное общение большинства выдергивает мужчину из его "вольного мужского братства" в другую социальную категорию "отца семьи", более плотно спеленутую запретами и табу. "Сестрица" в этом смысле - женщина, лишенная многих чисто женских гендерных заморочек (как Элиза из сказки не сомневаясь ходила по ночам на кладбище к ведьмам за крапивой, не смущаясь, что "хорошие девочки так не делают". Ее вело высшее чувство правильности своих действий, которое было выше общепринятых табу).  Сестрица позволяет мужчинам оставаться людьми, самим фактом присутствия в их жизни, практически на правах персонифицированной анимы.
С другой стороны, сестрица - для самой себя - это тоже женская потребность в нарушении тесной клетки социально предписанных рамок. Она вырывается из обиходной и безопасной среды практически за ту границу-околицу неведомых земель, на которой социумом написано "здесь водятся драконы".  В цикле про Аниту, большинство женщин не рискуют пересекать ее, и только Ронни тоскует, не готовая ни пересечь ее и жить по законам "мужского дома", ни отказаться от этой мечты, выбрав ее, а не социально табуированную и защищенную жизнь.  Фактически все потенциальные "соперницы" Аниты отличаются именно тем. что вместо того, чтобы принять на себя эту нелегкую роль, фактически желают получить все бонусы с нее, оставаясь по свою сторону бытия. В мире живых.  Единственное исключение, пожалуй что - Райна.   
Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
upssss
Переводчик
*
Вне Форума


Неймется птеродактилю
в душе моей...

Сообщений: 584
Комсомольск-на-Амуре
Пол: female


Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #26 - Апрель 25, 2009 :: 12:57pm
 
Mjawa, Вообще, как ни странно, про вампиров я это имела в виду, не только, но и. Мне кажется, что современные вампиры несут в себе все меньше страха, и все больше соблазна. Во всех смыслах.

Про "сестрицу" все сложнее. Вот смотри, архетип - это некий "вечный" образ, существующий в человеческом обществе, так? Я соглашусь, что сестрица - архетип. НО! Я не совсем уверена, что "сестрица" и полиандрическая самка - это один и тот же архетип. Мне кажется, что сестрица - это в некотором роде "свой парень", почти асексуальный образ. Табуированный среди "братцев". Если только в "мужской избе" она не несет какой-то дополнительную сокральную функцию, в силу которой она становиться объектом секса. Я согласна, что это образ "девиантой" женщины Подмигивание Но мне кажется, что в архитипе "секса" (если так можно сказать) предполагается чье-то верховенство. Образ сестрицы-асексаульной (вытесненно-сексуальной) сохраняет равновесие в системе. Если сесуальная граница перейдена, то либо женщину "пользуют", либо бояться. Это не мешает ее желать. Но вопрос уважения остается под вопросом, я бы сказала. Сразу оговорюсь - я не профи в этом вопросе и мои рассуждения сугубо дилетантские.
Наверх
 

Я ворона сильная, я ворона смелая, но на голову.... (с)
WWW WWW  
IP записан
 
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #27 - Апрель 25, 2009 :: 2:03pm
 
upssss, в том, то и дело, что сестрица не "объект" секса, а как раз - самостоятельный субъект!  Это и отличает ее от "полковой шлюхи", которую "имеют" как малоодушевленный предмет, и в собственных интересах, игнорируя по большей части ее собственный.  Она может сохранять свою условную недоступность, оставаясь предметом интереса (ухаживания) всех или большей части "братьев". То есть полиандрия может выходить в символическую зону, это не только секс. Но никто не ограничивает ее права выбирать из них любого, и никто не посмеет указать ей на необходимость выбора только одного. И вообще как-то ограничивать ее личную жизнь. Кстати, таковы героини древнего кельтского эпоса. Ту же королеву Медбх вспомни.
А уважение к женщине, живущей среди мужчин гарантируется именно тем, что она - в большей степени брат по оружию, со всеми свойственными брату привилегиями, включая свободу сексуального выбора. И на нее не распространяются правила моногамии, свойственные уважаемой, но живущей вне этого сообщества женщине. Она не подчиняется никому - в том числе и своему выбранному среди братьев партнеру. И остальные - как раз и являются гарантами того, что ее избраннику просто не позволят доминировать над ней. Впрочем, первой не позволит именно она сама.

Я опять уклонилась от мистической стороны в героическую часть мифа.  Как пример могу привести встречавшийся образ женщины-некромага, оберегающей некое сообщество вампиров. Та, кто приходит на заре, - некий мостик между ними и миром живых. И именно это ставит ее в особое и привилегированное положение относительно ее не-мертвых партнеров.

Вот, уловила! "Сестрица" по своему положению, способностям и умениям является настолько значимым и важным членом этого мужского сообщества, что ни один из них не может с успехом заменить ее в ее функциях (сакральных, психологических или профессиональных). Таким образом все сообщество кровно заинтересовано оберегать ее, и ее привилегии от посягательств на их ограничение.
Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #28 - Апрель 25, 2009 :: 6:19pm
 
mjawa писал(а) Апрель 25, 2009 :: 2:03pm:
 Как пример могу привести встречавшийся образ женщины-некромага, оберегающей некое сообщество вампиров. Та, кто приходит на заре, - некий мостик между ними и миром живых. И именно это ставит ее в особое и привилегированное положение относительно ее не-мертвых партнеров.


Это где? Очень интересно...

И почему только Райна? А Марианна или Сильвия?
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #29 - Апрель 25, 2009 :: 6:33pm
 
upssss писал(а) Апрель 25, 2009 :: 12:57pm:
Я не совсем уверена, что "сестрица" и полиандрическая самка - это один и тот же архетип. Мне кажется, что сестрица - это в некотором роде "свой парень", почти асексуальный образ. Табуированный среди "братцев". Если только в "мужской избе" она не несет какой-то дополнительную сокральную функцию, в силу которой она становиться объектом секса. Я согласна, что это образ "девиантой" женщины Подмигивание Но мне кажется, что в архитипе "секса" (если так можно сказать) предполагается чье-то верховенство. Образ сестрицы-асексаульной (вытесненно-сексуальной) сохраняет равновесие в системе. Если сесуальная граница перейдена, то либо женщину "пользуют", либо бояться. Это не мешает ее желать. Но вопрос уважения остается под вопросом, я бы сказала. Сразу оговорюсь - я не профи в этом вопросе и мои рассуждения сугубо дилетантские.  


Не надо переносить на первобытное общество свое мировоззрение. Улыбка
Вы почти правы - только не учитываете, что табуирован был не секс, а разговоры о нем. Как и разговоры обо всем, что происходило в мужском доме или во время инициации.
Кроме того, секс с "сестрицей" - это не совсем то же самое, что секс с женой. Прежде чем стать кому-либо женой, "сестрице" нужно было пройти через временную смерть - именно с этим ритуалом Пропп связывает мифологему "спящей красавицы".
(Кстати, тоже интересный эпизод с вампирологической точки зрения, но не могу вспомнить его серьезного обыгрывания...)

Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Страниц: 1 2 3