Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация
YaBB - Yet another Bulletin Board
  Не прошло и года (прошло) Перевод продолжается! Следите за обновлениями Ким Харрисон "Чему быть, того не миновать" (3 книга о Мэдисон Эйвери). Читайте, ура!
  ГлавнаяСправкаПоискВходРегистрация  
 
Опрос Опрос
Тема Опроса: Образ вампира, символическое содержание

подавленные желания    
  4 (11.8%)
подавленные страхи    
  0 (0.0%)
современное отражение древних мифов    
  6 (17.6%)
одинокое существо,не совместимое с обществом    
  2 (5.9%)
посланник тёмных сил    
  0 (0.0%)
воплощение второго шанса в жизни    
  4 (11.8%)
хищник, естественный враг "венца природы"    
  7 (20.6%)
паразит, естественный враг "венца природы"    
  1 (2.9%)
следующая ступень эволюции    
  4 (11.8%)
"тёмная" сторона человека, античеловек    
  5 (14.7%)
ничего не придумалось    
  1 (2.9%)




Всего голосов: 34
« Создано: Antib : Февраль 11, 2009 :: 9:42pm »

Страниц: 1 2 3 
Образ вампира, символическое содержание (Прочитано 9861 раз)
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #30 - Апрель 25, 2009 :: 7:41pm
 
Asgerd, к сожалению не помню точно. Слишком много мистической литературы перечитала. Постараюсь найти, откуда оно было.

Райна просто вспомнилась быстрее других. Улыбка

"Прежде чем стать кому-либо женой, "сестрице" нужно было пройти через временную смерть - именно с этим ритуалом Пропп связывает мифологему "спящей красавицы"."  -  в общем-то и прежде чем стать женой, любой невесте предварительно следовало символически умереть в своей родной семье, и быть оплаканной на девичнике. Но с сестрицей тут явно еще более серьезный момент. Возможно, именно потому, что в "мужском доме" могли находиться только "очищенные смертью-инициацией" - или готовящиеся к ней.  Тут еще как-то завязаны мотивы пролития крови. Мужчина проливает кровь как воин (или охотник), при ранении - а женщина мистическим для мужчин образом, периодически "истекает кровью" без всяких внешних причин, и без вреда для себя. Тут тоже есть мотив дуализма "таинств крови" для мужчин и женщин. Что-то вроде "крови смерти" и "крови жизни" или "мертвой и живой воды".  

В принципе, даже чисто социально, "подруга вампира" всегда покидает родной дом, (изгоняется) и оплакана родными, как умершая (или погубившая свою душу), даже если она не обращена в вампира, а остается живой.

Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #31 - Апрель 26, 2009 :: 2:42am
 
mjawa писал(а) Апрель 25, 2009 :: 7:41pm:
Тут еще как-то завязаны мотивы пролития крови. Мужчина проливает кровь как воин (или охотник), при ранении - а женщина мистическим для мужчин образом, периодически "истекает кровью" без всяких внешних причин, и без вреда для себя.


Зато при этом опасна для окружающих и нечиста. Улыбка Как и при родах, кстати.

Цитата:
Тут тоже есть мотив дуализма "таинств крови" для мужчин и женщин. Что-то вроде "крови смерти" и "крови жизни" или "мертвой и живой воды".  


Не совсем поняла...

Цитата:
В принципе, даже чисто социально, "подруга вампира" всегда покидает родной дом, (изгоняется) и оплакана родными, как умершая (или погубившая свою душу), даже если она не обращена в вампира, а остается живой.


Большая часть литературы всех времен и народов посвящена прохождению обряда инициации. Улыбка Так что это как раз неудивитильно.

Кстати, я когда-то писала в ЖЖ про исполнение Жан-Клодом функций бабы-яги в первой книге.
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #32 - Апрель 26, 2009 :: 2:46am
 
Вот нашла тот пост из ЖЖ (пусть уж висит в этой теме с интерпретациями):

Первый роман Лорелл Гамильтон из цикла об Аните Блейк - "Запретный плод" - это просто идеальная волшебная сказка об инициации по В.Я. Проппу. Можно как эталон в пример приводить.

Причем инициацию там проходит не ЖК, который по результам остается в самом большом плюсе - Мастером города, а Анита и Филипп. Второй, правда, неудачно (но зато гибнет красиво и канонично; к сожалению, Носферату сейчас не работает, поэтому цитаты нет).
Так вот, кто такое, по Проппу, яга?
1. Она мертвая ("костяная нога").
2. Покушается съесть героя.
3. Она лежит в гробу (избушка на курьих ножках - домовина).
4. В сюжете о яге часто фигурирует залепление глаз или какая-либо другая искусственная слепота, предшествующая открытию нового зрения;
5. Яга руководит исканиями и метаниями героя, придумывая ему испытания, втягивая в авантюры, но и помогая, в конечном итоге.

А Жан-Клод - вампир, большую часть книги проводит в гробу, скованном серебряными цепями, посылает оттуда всякие ментальные сигналы Аните, в т.ч. и летающие по воздуху призрачные глазки (вторая метка). Между прочим, Анита еще и ест за двоих, и т.д.
Что характерно, когда я читала "Запретный плод", я прочитала там совсем не это, а типичную "сказку наоборот" - принцесса бегает кругами и спасает абсолютно беспомощного принца (сюжет многих книг ЛГ).

В серии об Аните есть еще один четкий момент, связанный с инициацией. В "Нарциссе в цепях" (причем не та милая сцена в клубе, когда Триумвират открывал метки, а битва за леопардов и последующие события, включая кому).
А вот потом серия становится сугубо мессианской (по терминологии Е. Первушиной).
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
upssss
Переводчик
*
Вне Форума


Неймется птеродактилю
в душе моей...

Сообщений: 584
Комсомольск-на-Амуре
Пол: female


Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #33 - Апрель 26, 2009 :: 2:56am
 
Мне не хватает мозгов и знаний, чтобы воспользоваться этой инофрмацией. Елси не жалко и не лень - объясните, что вам дает "символичный" анализ? Хорошо, вы нашли аналогию с бабой-ягой. Что это изменило в вашем восприятии произведения? Или аналогии с "живой"-"мертвой" водой, признаки инициации... У меня абсолютно другая профессиональная система восприятия, но я хотела бы понять вас, прочувствовать этот "вкус". Не может же смысл анализа сводиться к тому, чтобы просто найти аналогию?
Наверх
 

Я ворона сильная, я ворона смелая, но на голову.... (с)
WWW WWW  
IP записан
 
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #34 - Апрель 26, 2009 :: 5:35am
 
Тут тоже есть мотив дуализма "таинств крови" для мужчин и женщин. Что-то вроде "крови смерти" и "крови жизни" или "мертвой и живой воды".

Это просто. Мужчина (воин, охотник), проливает кровь - убивая. Это условно называется "мертвая вода".  Хотя результаты - добыча на охоте или победа на войне - могут быть безусловно позитивными.
Женщина, проливает кровь (от природы) - даря новую жизнь. Это второй, взаимодополняющий аспект мистических таинств крови,  в магии. Дуализм женской и мужской  инициации и дальнейшего пути.

Сестрице - в итоге, оказываются подвластны оба пути, поэтому она обычно так или иначе, является той самой атаманшей, сестрой по оружию, или Истребительницей, как в нашем случае.  Своего рода мостом перехода между миром жизни и миром смерти, который олицетворяет "мужской дом".  Может быть именно поэтому, во второй части цикла (уже после инициации Аниты), все время всплывает тема - как Истребительнице совместить свою жизнь с возможным путем Родительницы.  В этом смысле, как раз показателен предложенный вариант социального устройства стаи тигров, в которых не один, а практически все самцы-братья клана опекают Дарящую Жизнь.

upssss, попытки найти мифологические параллели позволяют за текстом и его событиями найти более глубокий смысловой слой, уходящий в архетипическое восприятие. (Потому что вне него в сущности неясно, зачем вообще огород городить со всеми этими оборотнями-вампирами-некромантами, почему бы просто не написать книгу о "нормальной жизни", в которой тоже вполне могут иметь место быть всевозможные любовные и криминальные перипетии.
Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #35 - Апрель 26, 2009 :: 5:12pm
 
upssss писал(а) Апрель 26, 2009 :: 2:56am:
Мне не хватает мозгов и знаний, чтобы воспользоваться этой инофрмацией. Елси не жалко и не лень - объясните, что вам дает "символичный" анализ? Хорошо, вы нашли аналогию с бабой-ягой. Что это изменило в вашем восприятии произведения? Или аналогии с "живой"-"мертвой" водой, признаки инициации... У меня абсолютно другая профессиональная система восприятия, но я хотела бы понять вас, прочувствовать этот "вкус". Не может же смысл анализа сводиться к тому, чтобы просто найти аналогию?


Ну кроме того удовольствия, которое приносит непосредственно процесс расшифровки различных культурных кодов, вычисление архитипов помогает мне включить какой-либо феномен в определенную систему и адаптировать под свое понимание. Просто мне удобнее смотреть на мир с этой стороны.

Это примерно как с соционикой. Улыбка
Может быть, это и не случайно, что один и тот же Карл Густав Юнг выделил и основные дихотомиии, на основе которых потом была создана соционика, и архетипы в коллективном бессознательном.

А Вы по профессии кто? Вроде бы, где-то Вы писали, что психолог? Или я все путаю?
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
Asgerd
Переводчик
*
Вне Форума


Дипломированный гробокопатель

Сообщений: 1260
СПб
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #36 - Август 24, 2009 :: 10:29pm
 
И еще об одном аспекте образа вампира, на этот раз - чисто биологическом.
Читала вчера Конрада Лоренца, основателя этологии. Он пишет, что иерархия в стаде приматов устанавливается при помощи укусов. Исследователь, если он способен укусить обезьяну, будет восприниматься ею как доминант и сумеет многого от нее добиться.

Возможно, в образе вампира есть отголосок и этого древнего инстинкта...
Наверх
 
WWW WWW  
IP записан
 
mjawa
Литературовед
*
Вне Форума


Не трогай кошку!

Сообщений: 1883
Москва
Пол: female
Re: Образ вампира, символическое содержание
Ответ #37 - Август 25, 2009 :: 6:52am
 
Asgerd писал(а) Август 24, 2009 :: 10:29pm:
И еще об одном аспекте образа вампира, на этот раз - чисто биологическом.
Читала вчера Конрада Лоренца, основателя этологии. Он пишет, что иерархия в стаде приматов устанавливается при помощи укусов. Исследователь, если он способен укусить обезьяну, будет восприниматься ею как доминант и сумеет многого от нее добиться.

Возможно, в образе вампира есть отголосок и этого древнего инстинкта...


Тут минимум два слоя восприятия "в одном флаконе".  Первый - доминант "социальный" - укусил - доказал что сильнее - может подчинять и распоряжаться.
Второе - "доминант сексуальный" - для многих животных укусы - важная часть любовной игры.  Так что вампир еще получается (как и в мифологеме) - "обожаемый жертвой тиран".  Или жертва (как в старинных романах) героически сопротивляется силе его темной эротики, пробуждающей ее собственного зверя-сексуальности (как та же Мина в Стокеровском Дракуле).   
Наверх
 

Никто не прикоснется ко мне безнаказанно!
374468308  
IP записан
 
Страниц: 1 2 3